Школьная литературно-драматичкая студия "Дар"
Студия «Дар», руководитель Литвинова Анета Хамедовна
Артпедагогика. Театральные технологии
Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, вводит в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала.
Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к артпедагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.
Артпедагогика включает обязательные компоненты:
· аксиологический,
· когнитивный,
· деятельностно-творческий
· личностный.
Артпедагогика приводит к живому конструктивному союзу учителя и ребенка, который призван сыграть свою роль в решении задач гуманизации современного образования. Театральные технологии – это уникальная помощь учителю в процессах социальной адаптации, профессиональной ориентации и устойчивого развития личности.
Дидактический театр представляет собой научно-познавательный и художественно-эстетический вариант коллективного творческого дела. Проекты дидактического театра по своей сути представляют собой проектно-исследовательскую деятельность учителя, учащихся, что позволяет получить ощутимые результаты развития воспитательной системы на основе культурологического компонента её содержания.
В процессе реализации курса я использую такие виды деятельности, как:
Игровая деятельность.
Проблемно-ценностное общение.
Досугово - развлекательная деятельность.
Художественное творчество.
Социально-преобразующая добровольческая деятельность.
Эффекты воспитания и социализации детей, которых я добиваюсь:
-коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентность школьников;
-социокультурная идентичность: страновая (российская), этническая, культурная, гендерная и др.
Неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков истории или обществознания. Даже самый лучший урок истории может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё).
На занятиях педагога учащиеся приобретают опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции). Вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При этом рассматриваю внеурочную деятельность как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных рабочих программ по своему предмету.
Реализованы образовательные проекты
в рамках внеучебной деятельности по предмету:
· В рамках реализации внеурочной деятельности по предмету было сделано следующее:
· Осуществлена постановка урока-инсценировки по творчеству Н.В. Гоголя «Как много в мире несообразностей…»
· Организовано участие учащихся класса в Пушкинских чтениях, Чеховских чтениях, приуроченных к юбилейным датам писателей.
· Учащиеся были удостоены Диплома I степени и II степеней. Получила благодарность Комитета по образованию за подготовку победителей конкурса.
§Ежегодно проводятся Фестивали культур народов мира в рамках социализации учащихся во внеурочной деятельности
Помимо задач, которые ставятся перед российским образованием по воспитанию каждого учащегося, в новом Стандарте прописываются и стратегические цели системы образования.
К ним относятся:
· Обеспечение консолидации нации.
· Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства).
· Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).
· Воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании и культурного многообразия российского общества, что является
важнейшим национальным достоянием России.
Социально-преобразующая деятельность студии «Дара».
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
О каких же ключевых компетенциях идёт речь?
Пять групп ключевых компетенций, определенных Советом Европы (1996 год)
¾ Политические и социальные компетенции, связанный со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в развитии демократических институтов.
¾ Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе.
¾ Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением
¾ Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации.
¾ Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни
Цели: Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
-Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
-Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи: Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
-Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
-Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
-Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.