Советы логопеда

Дисграфия

Развитие речи у детей

Чем занимается школьный логопед?

    Основные направления учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушения чтения и письма, а так же профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Глобальной целью логопедической работы является:

​ развитие связной речи;

​ коррекция произношения;

​ накопление и совершенствование словаря;

​ развитие фонематического слуха;

​ развитие грамматической стороны речи;

​ развитие артикуляционной моторики;

​ обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

​ развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

​ формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

​ обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение»;

​ Развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

     Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Какие ошибки должны насторожить родителей?

o​ Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству; п-т; б-д; е-з; а-о; о-у и т.д.

o​ Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука, или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка-шапка; вопата-лопата.

o​ Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные: о-у; ё-ю, согласных: р-л; й-л’, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч,ц,щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

o​ Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывания слов.

o​ При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина).

o​ Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: вьезёт (везёт).

o​ Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду вы росли розы. (В саду выросли розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители!

Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно

o​ Если ребёнок пришёл в 1 класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной речи ребёнка.

o​ Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительная информация